Наверняка, вы слышали о таком понятии, как импровизация. Давайте разберемся, какую же пользу для нашего танца принесет владение этим навыком. Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, или сам процесс его создания.

Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, театре и др. И танец не исключение.

К сожалению, почему-то я не встречала в пилонных студиях уроки, посвященные развитию умения импровизировать. Как результат – ученик знает и умеет исполнять  много разных элементов на пилоне и около него, гордится своей гибкостью и акробатическими умениями. Но попроси его собрать эти элементы воедино, и у человека мгновенно начинается ступор. Это похоже на то, как будто вы учите отдельные слова какого-то иностранного языка и думаете, что владеете им в совершенстве. Но объединить слова в цельное предложение, а предложения – в рассказ, не можете.

Импровизация — высшая форма танца, которая совместила в себе прекрасное владение телом, раскрепощенность, развитое чувство музыки и ритма, артистизм и богатое воображение. Именно владение искусством импровизации делает из танцора настоящего артиста. Для освоения навыков импровизации нужно изучать танец, учиться понимать и слышать музыку.

Импровизация 1
На фото: Оксана Шайн

 

Импровизация в танце дает возможность заглянуть в себя, открыть в себе новые неизвестные резервы, свой творческий потенциал.

Важные компоненты в создании импровизационного танца:  

  • пластика тела — свободное владение телом;
  • изоляция (движение лишь одной части тела, в то время как остальные части тела остаются неподвижными);
  • чувство ритма;
  • заполнение танцевального пространства. Особенность танца на пилоне заключается в том, что здесь используется как горизонтальное, так и вертикальное пространство, которое в большинстве пилонных направлений является доминирующим (в exotic pole dance большой упор делается именно на партерные связки и околопилонную хореографию);
  • артистичность.

В обучении импровизации не так важно, как человек танцует. На первый план выходят его ощущения, чувства и мысли, которые он выражает в этот момент  своим танцем. Это мироощущение, когда чувства и разум не противоречат друг другу.

Главным фактором успеха в танцевальной импровизации, несомненно, является импровизация эмоциональная. Здесь самое главное — соединить восприятие музыки с телесным ее воспроизведением.

Как начать импровизировать?

Нужно учиться импровизировать как с пилоном, так и без него. Именно во время импровизации на пилоне рождаются новые трюки и их комбинации, интересные переходы из одного элемента в другой.  Потом обычно говорят, что это произошло случайно :). А всё потому, что мы разрешили себе отойти от заученных шаблонов движений. Так в танце рождается новизна.

Раскрепоститься новичку бывает сложно. Причина этого заключается в зажатости, боязни сцены и зрителей. Из-за этих фобий появляются психологические и мышечные барьеры, которые парализуют реальные возможности души и тела танцора, не дают ему раскрыть свой танцевальный потенциал. Импровизация открывает путь к свободе движений. Это возможность отступления и выхода за рамки продуманных заранее границ и траекторий.

Импровизация 2
На фото: Полина Волчек (Pink Puma)

 

Чтобы начать импровизировать, нужно выучить несколько простейших танцевальных комбинаций и постоянно применять их, варьировать их под самые разнообразные стили музыки. Это даст возможность выработать свою индивидуальную манеру. Пробуйте вносить что-то своё в уже хорошо  знакомые движения и связки.

Обучение танцевальной импровизации не требует специальных танцевальных навыков.

Занятия танцевальной импровизацией дают вам возможность:

  • обрести свободу от психологических зажимов эмоций, чувств и самого тела;
  • усовершенствовать собственный репертуар движений, пластичность и грацию;
  • научиться гармоничному восприятию себя, своего собственного я;
  • найти свой собственный почерк в танце.

Опытные хореографы рекомендуют начинать заниматься импровизацией без свидетелей, чтобы было легче раскрепоститься. Желательно делать это перед зеркалом, но не для оценки правильности движений. Смотрите на свой танец, стараясь понравиться себе. Если ваш танец не нравиться вам, то трудно будет убедить окружающих, что на этот танец стоит смотреть. Не критикуйте себя в момент импровизации, просто расслабьтесь и танцуйте.

Импровизация 6
На фото: Людмила Куропятник (Mila Fill)

 

Что касается техники, возможно, вам трудно будет сразу импровизировать всем телом. Хореографы советуют такой алгоритм освоения танцевальной импровизации. Для начала вам понадобится сесть на пол, тем самым как бы «выключить»  ноги из движения. Соединяйте произвольно движения рук, головы, затем добавляйте к этому периодические разнообразные движения корпусом.

Когда эта часть урока усвоена, можно начинать накладывать произвольные движения одной части тела на однообразные движения других. Возьмите движения, которые прекрасно знаете и можете делать автоматически, совсем не задумываясь. Например, простые шаги. Продвигаясь вперед, постарайтесь чередовать движения рук в произвольном порядке. Не продумывайте этот порядок заранее. Пускай движения приходят в процессе танца. Поменяйте направление перемещения, меняйте его несколько раз, «разрывая» свой танец поворотами или вращениями для изменения направления. Попробуйте усложнять подобное исполнение, меняя шаг, подключая голову, добавляя наклоны.

Сделайте наоборот: произвольно меняйте движения ног, оставляя однообразным движения рук. Пофантазируйте.

На всех этих этапах периодически включайте музыку громко и делайте все то же с максимальной отдачей. Экспериментируйте с различными движениями.  Снимайте свои импровизации на видео. Отмечайте, что выглядит красиво и что ощущается хорошо, что подходит под выбранную вами музыку.

Сначала будет трудно это все совместить.  Придется танцевать то умом, лихорадочно соединяя движения, то душой сообразно музыке. Не теряйте ни того ни другого. Со временем эти способности сольются воедино.

Импровизируя на пилоне, вы можете соединять разученные вами отдельные элементы в произвольном порядке. Выберите несколько круток, вращений, пару-тройку трюков, которые хотите включить в свой танец, и пробуйте собирать их в разной последовательности, под разную музыку. Если есть возможность, возьмите уроки танцев по другим направлениям, чтобы выучить новые движения, потом смешивайте их. В танец на пилоне можно «приносить» любые стили, это его только обогатит.

Не бойтесь экспериментировать, вам никто не будет выставлять оценки. Делайте это для собственного удовольствия. Вы увидите, как каждый раз из ваших движений будет рождаться что-то новое и неповторимое. С каждым днем импровизировать будет всё легче.

Многих останавливает распространенное заблуждение, что импровизировать можно и нужно только по достижении некоего определенного уровня владения танцем. Знать технику, конечно, надо. А также ее совершенствовать. Но в то же время не стоит ждать, когда ваша техника дотянется до какого-то уровня, чтобы начать импровизировать. Начните уже сейчас. А то нужного момента не дождетесь никогда, так как нет предела совершенству.

Импровизация 3
На фото: Laurita Ramos

 

Другим распространенным мнением является то, что одним дано импровизировать, а другим нет. На самом деле, просто кому-то легче, а кому-то труднее развивать этот навык. А еще нужна практика.

Следуя каким-либо рекомендациям в области импровизации, прислушивайтесь, прежде всего, к своему внутреннему голосу. Так как импровизация — это ваш, лично ваш путь к танцу.

Для расширения танцевальной фантазии отлично подходит просмотр танцевальных видеороликов, посещение различных танцевальных мероприятий, общение с танцорами.

Когда вы импровизируете, ваш танец уникален. Невозможно станцевать два раза одинаковый танец. Этот танец рождается здесь и сейчас. В импровизации каждый последующий шаг — в неизвестность. Очень важен контакт с музыкой.

Сольный импровизационный танец — это взаимодействие с пространством, с музыкой и со своим телом. Танец может быть предельно искренним, а может быть игровым, где каждый играет свою роль. Чем разнообразнее музыка, тем более широкие возможности для танца она открывает.

Постигнуть искусство танцевальной импровизации — это значит научиться высвобождать свое сознание, раскрепощаться, перестать бояться зрителя и сцену. Владение импровизацией — это гарантированный прогресс и высокий успешный рост в танцевальном искусстве, это огромная ступень для достижения вершин в танцах. Занимаясь пилонным танцем, просто необходимо  развивать навык импровизации. Рекомендую pole dance тренерам отводить для этого окончание основной части тренировки (перед заминкой), или выделять несколько занятий в месяц, обязательно включая в импровизацию все освоенные за прошедший период времени элементы. Это будет очень полезно поул дэнсерам любого направления и уровня подготовки.

Помните, что импровизация это ваш ключ к развитию и совершенствованию.

Всем творческого вдохновения и успехов в тренировках! 🙂

 На миниатюре: Елена Шталинская