Мифы и реальность закулисья это тема для отдельной полноценной книги. Когда-нибудь я обязательно ее напишу. А пока получилась вот такая статья, в которой я поделюсь с вами своим опытом работы в шоу. Основано на реальных событиях. 🙂 

Некоторые поул дэнсеры мечтают демонстрировать свои умения не только на отчетных концертах или чемпионатах. И многие хотели бы сделать танец на пилоне своей профессией. Одни видят себя тренерами. Других манит сцена. Это две абсолютно разные стези, требующие разной подготовки. Давно хотела коснуться темы артистической жизни, и рассказать, как это – быть профессиональной shоw girl. 

Чтобы работать в шоу-программах, одного владения пилоном не достаточно. Хорошее шоу это театр. Это колоссальный труд артиста по взаимодействию с залом, искусство перевоплощения и актерской игры, зрелищные костюмы, оригинальные образы, яркие номера с сюжетной линией. Еще артист обязательно должен уметь быстро адаптироваться к любым условиям и обстоятельствам.

Когда я начинала работать в клубном шоу-бизнесе, мое воображение рисовало мне идеальную картинку: большая профессиональная сцена с высоким пилоном, супер звук, свет, аплодисменты зала… Именно это вдохновляет, мотивирует, наполняет энергией, помогает творить. Но я и не думала тогда о тех вещах, которые всегда остаются «за кадром». Сейчас я расскажу о некоторых из них.

Я понятия не имела, что под словом «пилон» в каждом клубе понимают что-то своё. Да и значение самого этого слова до сих пор многим не известно. Рура, пилонг, пеллон – чего только не услышишь и не прочитаешь. Будьте готовы к тому, что пилоны в заведениях это всевозможные трубы, не всегда такие, как в наших pole dаnce студиях или на чемпионатах. У них может быть совершенно любой диаметр, высота и качество полировки. Динамический пилон за все годы работы мне встречался дважды. В одном случае он, правда, был идеальным. А в другом это была необъятного диаметра шатающаяся труба, торчащая из высокой сцены, и никак не закрепленная сверху. Это была моя самая первая в жизни встреча с «крутяшкой». В тот раз целью моего выступления было просто выжить. 🙂

Далеко не все владельцы или директора клубов перед установкой пилона консультируются с профессионалами. Хотя, по-моему, это наиболее простой и правильный путь.

Самый оригинально установленный пилон попался мне когда-то в Крыму. Представьте себе: небольшой круглый бассейн с фонтанчиком. На низком потолке осветительные приборы с торчащими проводками. И посреди всего этого великолепия на подиуме в виде широкого подноса возвышается толстая шершавая труба, окрашенная серебрянкой. Чтобы добраться до нее, нужно было широким шагом переступать бассейн. Труба периодически контачила током из-за попадающей на нее воды, и вспоминалась школьная физика, раздел «электричество».

Понятие «сцена» тоже пришло к нам из идеального мира. Необходимость ее наличия в клубе наукой не доказана. Поэтому многие не заморачиваются. Банальная причина отсутствия сцены – размеры заведения. Если сцена отсутствует, тогда пилон может стоять посреди танцпола или где-то в углу, около стены, колонны, или впритык к зеркалу. И моё «любимое» – когда пилон возвышается в непосредственной близости от столиков. 

Если нет сцены, работать нужно на танцполе. Особенно это не радует зимой, потому что слякоть, как на улице. Грязно – да. Травмоопасно – а как же? Но кого это остановит? 🙂 

Один из клубных законов гласит: если гости заведения имеют доступ к пилону, они его обязательно «залапают» еще до начала программы. В клубах это не считается проблемой. Где-то пилон протирают, где-то нет. В общем, ваша безопасность зависит от вас самих. 

Если пилон стоит близко к столикам, то частенько ты, вся такая в образе, паришь над салатами и бутербродами, рискуя каблуками нанести тяжкие телесные повреждения благодарному зрителю, или вступить в тарелку с каким-нибудь дефлопе. 

Кстати, благодарный зритель не всегда такой уж и благодарный. Во время программы он может не отрывать глаз от смартфона или десерта, совершенно не интересуясь вашими акробатическими этюдами. На бурные овации в этом случае особо не надейтесь. Такое поведение характерно для пафосных клабберов в различных маленьких городках. Этим они вам как бы намекают, что вы здесь не более чем антураж. А мордобой «в антракте» практически часть программы. Просто «ценители» хотят размяться в паузах созерцания прекрасного, 🙂 

Не пугайтесь, чаще все-таки публика встречает тепло и гостеприимно. 

Танец это всегда энергообмен со зрителем. Успех вашего выступления во многом зависит и от профессионализма MC. Как он подготовит публику, так вам и похлопают. Иногда МС не может внятно объявить номер или забывает/путает ваше имя. Но хуже, когда он во время выступления несет чушь. Или начинает вас выпроваживать еще до последних аккордов музыки. Это не дает вам логически завершить номер. Картинка смазывается. Ведущий не оставляет вам времени на финал номера и поклон, а зрителю – на аплодисменты. Пока публика думает: «Что это было?», вы собираете с пола свои перчатки, шляпы и корсеты под начавшийся дискотечный трек. И весь ваш блестящий перфоманс сошел на нет. 

Незаконченный танец это так же странно, как недопетая песня. Для того чтобы номер «просмотрелся», после его окончания необходимы три секунды тишины. Всего лишь три секунды. Но эта пауза отвечает за восприятие, реакцию и отдачу зала. Не каждый ведущий следует этому правилу. 

Стандартная программа в клубе обычно состоит из нескольких блоков. Если программу сильно затягивают, то последнее выступление при любых обстоятельствах уже не будет вызывать интерес у публики. Да и артисту работать сложнее, когда между выходами успеваешь полностью остыть и «перегореть». 

Полы в заведениях тоже случаются разные: плитка, ламинат, паркет, ковролин, камень, линолеум, да всё что угодно… Каждое покрытие имеет свои нюансы. На чем-то может быть слишком скользко (особенно, когда работает дым-машина). От каких-то покрытий остаются саднящие ожоги, какие-то лежат не ровно, и танцевать на них совершенно не возможно. Есть клубы, в которых дойти до пилона – уже достижение. 

И самое главное. Пилон есть не в каждом заведении. В реале, если вы серьезно собрались зарабатывать танцами на жизнь, вам придется брать разные заказы. Теоретически, конечно, можно купить пилон и везде с ним возиться. Но это только теоретически. Если в своих номерах вы делаете акцент только на трюках, без пилона работать сложнее.

Следующий пункт моего повествования это гримерки. За 12 лет гастролей по Украине, России и ближнему зарубежью настоящие гримерки, обустроенные для артистов, я видела не часто. Это привилегия больших клубов и концерт-холлов. В остальных случаях это помещения, различные по назначению, размеру, температуре воздуха и источаемому запаху. Кладовые, кухни, кабинеты администраторов, комнаты, туалеты, какие-то коридоры, подсобки, задние дворы, вагончики и склады, заваленные всяким хламом.

Бывает, в «гримерке» негде и не на что присесть. А бывает – под стулом кошка родила котят, и ты ей сочувствуешь как женщина женщине, делая всё, чтобы не потревожить семейство кошачьих, расползающихся из картонной коробки ). Кроме тебя в комнатушке могут ютиться еще несколько человек персонала или шоу-балет, PJ-и, другие артисты со своими вещами. Разогреваться негде. И да – переодеваться никто не стесняется. Зеркала тоже может не быть, поэтому всегда на всякий случай возите с собой дорожное.

Изредка бывает такое, что переодеваться тебе приходится в одном здании, а работать – в другом. Особенно это бодрит зимой, когда нужно по морозу и льду уже в костюме переместиться из пункта А в пункт Б. На западе Украины, например, есть клуб, на танцпол которого ты попадаешь из гримерной как пожарник, спускаясь по пилону со второго этажа на первый. Оригинальное начало номера, между прочим, а что? А обратно возвращаешься… правильно, через улицу!

На моей памяти самым ужасным местом для переодевания были ступеньки одного клуба, выходящие из подвального помещения на задний двор. Когда включили дым-машину, весь этот коридорчик со ступеньками затянулся густым удушливым паром, а пол и стены моментально стали мокрыми. Вряд ли зрители увидели мои номера. Да и я не видела ни их ни саму себя в этом тумане. 🙂

Я скажу сейчас очевидные вещи, но гримерка должна быть теплой, сухой, светлой  и достаточно просторной. Иногда кажется, что это очевидно только для меня.  

Еда. На гастролях не всегда кормят, не зависимо от того, на сколько дней вы приехали. Многие заведения гостеприимно предлагают общее меню, и ты можешь поесть несколько раз в день, или после работы взять обед на вынос. Другие подсовывают не всегда съедобное меню для персонала. А третьи бесплатно не нальют вам даже кофе. 

На корпоративах часто пытаются накормить сами гости, приглашая после программы за праздничный стол. Наши люди, на самом деле, очень душевные. Благодаришь, объясняешь им, что это не профессионально с твоей стороны, и едешь домой голодный. Правда, когда предлагают взять с собой кусочек торта, я не отказываюсь ). Но садиться за стол с заказчиками или гостями это дурной тон.

Жилье. Часто это очень скромные бюджетные гостиницы или съемные квартиры с прокуренными шторами и дырявым бельем. Самые страшные из этой категории – гостиницы «Турист», которые есть в каждом постсоветском городе. Там может не быть горячей воды и даже отопления. Как-то жила в гостинице, где время ужина совпадало со временем подачи горячей воды. Не простой выбор. ) 

Естественно, никто вас не заставляет жить в плохом отеле, и не запрещает организовать себе комфортабельное жилье. Разумеется, за свой счет. 

Если клуб является частью гостиничного комплекса, тогда вас могут разместить прямо там. Как правило, эти отели очень достойные и приятные во всех смыслах. Иногда, если есть время, заказчики устраивают вам экскурсии с посещением различных местных достопримечательностей. О таких гастролях остаются воспоминания, как о прекрасном отдыхе. Были и частные гостиницы с белоснежными роялями, и озёра с лебедями, и райские уголки на берегу моря. Всё как в сказке, из которой не хочется возвращаться.

Многие артисты составляют для себя так называемый бытовой райдер, в котором четко оговариваются условия трансфера, проживания, питания. Но в нашем бизнесе прием артиста, в основном, зависит от приглашающей стороны. До райдера еще не эволюционировали.

 Я работаю сольно, и сама вожу свои чемоданы по городам и весям. Обычно в моей сумке на колесах 3-6 костюмов и 2-3 пары обуви. В дополнение  к ней почти всегда имеется пакет с какой-нибудь шляпой, маской или  еще с чем-нибудь хрупким. Это не те костюмы, которые можно сжать в кулак и сложить в пакет-маечку. Это театрализованные объемные наряды, требующие особо аккуратного обращения при транспортировке. Очень редко на гастролях встречает кто-то из работников клуба и помогает с тяжестями. Но, в принципе, ваши чемоданы это исключительно ваша забота. Помню, в одном из городов России меня встречали… на трамвае. 🙂

Кстати, о костюмах. Если вы хотите выступать в клубах, вам придется не малые средства вложить в костюмы и обувь. То, что мы чаще всего видим на pole dance чемпионатах, для клубов не годится. Не зрелищно (хотя, бывают и приятные исключения). Сейчас, мне кажется, уже заканчивается эра театрализованных шоу-программ. На смену им приходят артисты другого уровня, не утруждающие себя даже нанесением макияжа. Они берут не качеством, а низкой ценой. Как показывает их опыт, в недокостюмах тоже можно работать. Каждому своё. Всё зависит от того, чем эта работа является лично для вас – ремеслом или искусством.

Артисты работают тогда, когда все остальные отдыхают. То есть, выходные и праздники – это ваши рабочие дни. Вы должны быть готовы к тому, что будете реже видеть друзей, кота и членов семьи. Работа, в основном, ночная, под нее придется перестроить свой привычный режим и график жизни. Но отдыхать в будний день не так уж и плохо, скажу я вам. 🙂

Еще один важный нюанс. Если вы заболели накануне заказа, или случился другой форс-мажор, не так уж просто быстро найти себе замену. Иногда это бывает совершенно не возможно. Отказавшись в последний момент от подтвержденного заказа, и не предоставив замены, вы очень сильно испортите себе репутацию. И с вами вряд ли продолжат сотрудничать, не смотря на то, что причина была уважительной. Жертвовать репутацией или здоровьем – решать, конечно, вам. Работать с травмами или с температурой это норма для большинства артистов. И я не исключение.

Если вы хотите других условий, вы можете рассматривать варианты заграничных контрактов. Но и там вам никто не гарантирует, что всё будет в шоколаде и кружевах. Артистическая жизнь вообще далека от гарантий. 

Постоянные разъезды со временем утомляют. От них необходимо отдыхать как физически, так и душевно. Но быть в пути – это мое любимое состояние. Ничто так не умиротворяет, как мелькающий пейзаж за окном и любимая музыка в плеере. Это настоящая медитация. Особенно, если соседи по купе спят и не пытаются с вами коммуницировать.

…Благодаря своей работе я объездила множество городов, побывала в нескольких странах и познакомилась с очень разными людьми – талантливыми, профессиональными, гостеприимными, по-хорошему сумасшедшими. Это и есть вкус жизни и ее богатство. Не смотря на все трудности карьеры танцовщицы, мой выбор всегда был осознанным, и я ни секунды о нем не жалею. В этой работе я нашла вдохновение, драйв, возможность для реализации большого количества творческих идей. И с каждым новым выступлением я продолжаю получать уникальный опыт. 

Многие любят говорить, ты же понимаешь, что не будешь танцевать вечно? Ну сколько лет ты еще потанцуешь? Что ты будешь делать потом? Поучающим всегда хочется ответить: «О, нет, не понимала, пока вы не сказали! Спасибо, что открыли мне глаза на мою жизнь!» Но я просто говорю, что мои интересы выходят далеко за рамки танцев, и не стоит так за меня переживать.

Самый главный минус в карьере show girl – она когда-нибудь заканчивается. И я уже начинаю задумываться над этим. Побывав на своей вершине, получив титулы и любовь зрителя, рано или поздно каждой из нас придется уйти. Уйти для того, чтобы развиваться дальше уже в другом качестве. Со сценой нереально трудно прощаться. И вовремя покинуть её – это тоже искусство, которое не каждому под силу.

Высоких вам пилонов и ярких впечатлений. 🙂 

Предыдущая статьяHeaven | Киев
Следующая статьяG.Dance | Киев
Анна Олейник
Солистка театрализованного pole dance шоу, гастролирующая танцовщица, дипломированный тренер, автор учебного пособия "Танец и акробатика на пилоне" и президент Федерации танцев на пилоне города Киева

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ