Наверное, статья «Теория и методика преподавания в pole dance» будет самой важной из всех мной написанных, и даже тех, которые еще только предстоит написать. Сегодня я коснусь извечной и, несомненно, самой больной темы для всего отечественного pole dance. Ее актуальность невозможно переоценить

Это гордое слово «тренер» 

С момента появления пилонного искусства и спорта на наших просторах прошло уже 8-9 лет. С тех пор танец на пилоне разветвился на множество направлений, благодаря талантливым и многогранным его представителям. Разнообразие трюковых элементов не знает границ, в pole dance гармонично вплелось множество танцевальных стилей, каждый месяц где-то проводится масштабный чемпионат. А в преподавании — «воз и ныне там»… Там же, где всё началось примерно десятилетие назад. Тогда информации было мало, пилон был диковинкой, мы все учились друг у друга.

 

Ивон Сминк

 

Сейчас тоже часто приходится видеть тренеров, пришедших на пилон «с нуля». Это люди, которые увлеклись пилонным искусством и в какой-то момент решили преподавать. Они юристы, экономисты, музыканты, инженеры, иногда даже врачи, представители всевозможных профессий. Но так вышло, что далеко не каждый из них имеет танцевальное или спортивное прошлое. При этом многие ничего не делают для собственного развития в мастерстве тренера, преподавателя, педагога. Это то же самое, что насмотревшись модных медицинских сериалов, вы подумали: «А не стать ли мне хирургом?» И вы, не имея специального образования и знаний, ринулись оперировать людей, и, может, даже свою клинику открыли. Представили результат? Утрированный пример, зато очень наглядный. 

Забавно слышать, когда тренер, не имея ни малейшего понятия о преподавательской деятельности, говорит, что у него своя «авторская методика».  Но совсем не смешно наблюдать, как он со знанием дела готовит своим ученикам радостный путь в никуда. Результаты таких авторских методик поражают своей стабильностью и единообразием – недотянутые колени и стопы, невнятная походка, не работающие руки, неумение слышать музыку и т. д.

Ужасающее количество тренеров не знают даже азов хореографической подготовки. Давным-давно в системе классического танца были разработаны общепринятые и используемые во всех танцевальных техниках позиции ног, рук, корпуса, головы. Детально продуманная система движений и упражнений возле станка, на середине танцевального зала, в партере направлена на последовательное развитие эластичности мышц, гибкости позвоночного столба, выработки апломба (умения сохранять в танце устойчивость), пластичности и танцевальности тела танцовщика. Я не говорю, что каждый pole dance тренер должен часами работать у станка. Но он обязан иметь элементарное базовое представление о том, что такое классика, и для чего она нужна в принципе и в pole dance в частности. 

Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадным танцам, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам. Напомню, что pole dance является сложнокоординационным эстетическим видом спорта. Поэтому очень важно прививать ученикам культуру движения изначально, на первых же уроках, и не обходить ее вниманием на любой стадии подготовки. Культура движения включает в себя умение сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества.  Это основа основ, азбука. Невежественно считать ее второстепенной.

Даже если ученик занимается «для души» и не планирует нигде выступать, задача тренера помочь ему выработать эстетически правильный танцевальный вкус, «облагородить» движения, грамотно выстроить тело, задать верное направление для дальнейшего развития. 

У каждого тренера есть страх потерять клиента. Pole dance в связи со своим бурным развитием превратился в попсу, в ширпотреб, уж простите за хлесткие слова. Школы-студии на каждом шагу. Где взять столько квалифицированных тренеров? Для многих пилон стал просто модным средством зарабатывания денег. Но, когда дело касается здоровья и безопасности, здесь не может работать формула «клиент всегда прав». Для сравнения приведу в пример тренажерные залы – не менее популярные места проведения досуга. Когда вы занимаетесь с тренером, он вряд ли разрешает вам без надлежащей подготовки хаотично тягать любые гантели и прыгать на всякие тренажеры, которые вам просто визуально понравились. Занятия спортом или танцами могут быть эффективными только в сочетании с профессиональным подходом вашего тренера.

Обучение — это двусторонний процесс, включающий в себя учение и преподавание. Pоle dance-инструктор обязан владеть методикой обучения двигательным действиям, а не просто говорить: «А сейчас повторяйте за мной».

Многие пилонисты оправдывают себя тем, что в pole dance, якобы, нет «базы». Как это нет??? База есть. Почему не считать базой то, что является таковой для технико-эстетических видов спорта? Скажу вам больше, ее не нужно изобретать и выдумывать отдельно для пилона. Всё уже давно придумано и адаптировано к разным видам спорта и танцев. И эта информация не является засекреченной. 

Методика преподавания дает четкие знания о том, как формируется двигательный навык у человека, какие стадии овладения навыком проходит ученик, каковы причины ошибок, возникающих на этих стадиях, и как эффективно их устранить, пока они не вошли в привычку.

 

Теория pole dance 4

 

На деле мы часто видим, как ученики на первых же занятиях требуют от тренера вожделенные флажки (на аватарку, скорее всего) и другие сложные, несвоевременные для них элементы, пропуская закладку фундамента — постановку корпуса, рук и походки. Тренер в свою очередь потакает желаниям учеников и даже гордится их «достижениями», потому что не имеет целостной картины процесса обучения и особого желания  совершенствоваться как педагог.  Я не говорю сейчас о посещении тренерами мастер-классов, где происходит пополнение технической базы, танцевального лексикона. Там всегда решается вопрос «что учить», а не «как учить».

Часто преподаватель дает слишком длинные танцевальные связки у пилона, ученики не успевают их запоминать и качественно прорабатывать. Тренер думает, что у него неспособные ученики с плохой памятью, и даже может им об этом намекать. Всё потому, что он понятия не имеет о педагогических принципах преподавания, таких, как доступность (соответствие индивидуальным возможностям ученика) и динамичность (постепенность в усложнении двигательных задач). Иногда даже именитые презентеры мастер-классов не умеют учить. Что лишний раз напоминает нам: хороший исполнитель не всегда хороший педагог. 

 

Анастасия Скухторова 4

 

Pole dance-инструкторы, пришедшие из спорта или цирка, часто применяют к своим ученикам те же методы, на которых строилось их обучение в детстве. И при этом они забывают, что у взрослого человека уже совсем другие свойства мышечных волокон и связочного аппарата. В результате на тренировках рвутся связки, мышцы, а тренер говорит: «Если не нравится, можешь больше не приходить». Или: «Человека не так легко порвать, как ты думаешь!» Именно эти слова сопровождали хруст моего плеча  6 лет назад, и на месяц я забыла о существовании правой руки. Полное восстановление функций длилось год.  Это был известный и авторитетный в кругах поул дэнсеров тренер по стретчингу и воздушной гимнастике.

Что отличает профессионального тренера от всех остальных? Нет, это не минусовые шпагаты и не куча «орденов».  Это постоянное желание развиваться и расти в своей деятельности. Кто хочет, тот ищет возможности, тем более что сейчас их предостаточно. 

Каждому новичку в pole dance, хочу сказать. Внимание.

Вы имеете полное право (и должны ради собственного здоровья) интересоваться подготовкой вашего тренера, задавать ему любые вопросы, касающиеся его профессиональной компетентности, помимо его участия в чемпионатах. И не стесняйтесь уйти на поиски более профессионального инструктора, если ваш тренер не блещет осведомленностью в базовых вопросах танца и акробатики на пилоне.

Теория pole dance 6

Для того чтобы правильно и эффективно учить других пилонному танцу и спорту, мало уметь делать трюки. Нужно самому обладать комплексом разнообразных знаний. Вот лишь некоторые из них:

  • тренировка и ее составляющие;
  • понятие двигательного навыка, принципы обучения выполнению двигательных навыков;
  • стадии овладения двигательным навыком;
  • подводящие упражнения;
  • основные физические качества и их взаимосвязь;
  • теория хореографии;
  • принципы постановки танцевальной композиции;
  • актерское искусство в танце; 
  • оказание первой медицинской помощи на тренировках;
  • фитнес-питание и питьевой режим;
  • противопоказания для занятий;
  • психологические аспекты работы с клиентом;
  • физиология;
  • анатомия.

И это далеко не полный перечень. Это обязательный минимум!

Как видите, знания представлены из разных сфер – педагогика, танец, спорт. Не существует одного ВУЗа, где можно в полном объеме получить их все. Но ведь никто не мешает обучаться самостоятельно – посещать специально разработанные курсы для тренеров, заниматься смежными направлениями, читать, читать и еще раз читать. Иначе вы так и останетесь «тренером по флажку». Да и то — не правильно напрыгивая  флажок, ученик «бонусом» получает компрессионные травмы позвоночника, что в будущем может привести к протрузиям и другим повреждениям межпозвоночных дисков. Но, может, это и есть часть эксклюзивной «авторской методики» тренера?…

Всем вдохновения в тренировках и развития в любимом деле! Точите носки, как говорится 🙂

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ